Наверное, каждый человек помнит забияк своего класса, у которых чаще всего и с учебой было не все гладко. Но на сегодняшний день это стало одной и ведущих тем на педагогических советах и родительских собраниях. Такое поведение детей называется гиперактивностью в переводе с латинского «чрезмерная деятельность».
Но не стоит путать гиперактивность с обычной активностью растущего школьника. Для упрощения оценки приведем несколько явных отличий между этими понятиями. На уроке гиперактивный ребенок просто не может усидеть на месте, особенно если он один за партой, начинает прыгать со стула на стул, дергать рядом сидящих одноклассников, бросать предметы, лежащие на парте. В то время как просто активный ребенок ограничится разговорами и играми со своими единомышленниками. На перемене наш «шустрик» (будем называть так гиперактивного ребенка) начинает носиться по школьным коридорам не видя ничего и никого на своем пути. На завтраке в столовой обычный ученик может крутиться за столом и играть с едой, но если услышит в свой адрес замечание, сразу успокаивается. А «шустрик» не реагирует даже на замечания посторонних взрослых, ест быстро проглатывая целые куски пищи, будто у за ним кто-то гонится. Вот те немногие различия из большого списка школьной жизни.Во взаимоотношениях с одноклассниками здесь тоже не все гладко. Чаще всего гиперактивные дети довольно раздражительны и агрессивны, значит им довольно трудно стать полноправными членами коллектива. Из-за своей чрезмерной агрессии у таких детей нередко происходят конфликты с окружающими, и в особенности со своими одноклассниками, что не редко превращает ребенка в одиночку и изгоя класса.
Учеба тоже дается с трудом, хотя и большинства из них уровень интеллекта выше среднего. Решая какую-нибудь задачу, внимания «шустрика» хватает ненадолго, потом он утомляется и переключается на что-то другое, так и не закончив задание. Пишет он быстро, для него это одно из самых утомительных занятий, почерк отрывистый, переход между буквами резкий, но есть и исключения. Любимый школьный предмет чаще всего физкультура – это хорошая возможность немного выплеснуть свою энергию.
Гиперактивность является следствием травмы, нанесенной при родах либо проблем, возникших в грудничковом возрасте. Что же понимается под родовой травмой? Травма может являться последствием кесарева сечения или возникнуть в результате осложнений при родах, а именно удушья младенца. Но будет ошибочно полагать, что все дети, родившиеся при таких обстоятельствах, будут страдать гиперактивностью.
И так, вспоминая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что гиперактивный ребенок — это проблема, как учителей, так и его родителей. Но как ее решить, а главное, найти правильные пути решения, не нанеся вреда? Для устранения гиперактивности придется приложить огромные усилия, как педагогам, так и самим родителям ребенка. Можно привести лишь небольшой перечень советов в данной ситуации. Всем известно, что одним из главных видов деятельности младшего школьника является игра, а значит, ребенок с удовольствием будет играть в подвижные игры, ходить в походы, на пикники, именно таким образом расходуйте его гиперактивность. Но не в коем случае не позволяйте себе кричать и ругаться на таких детей, ведь он не виноват в причине такого поведения, это приведет лишь к его замкнутости и закомплексованности. И не стесняйтесь, и не бойтесь обращаться к врачу с данной проблемой. Не откладывайте лечение на потом, ведь именно в этот период у ребенка больше всего шансов избавиться от этой проблемы.
Екатерина Глущенко,
учитель начальных классов школы №86 имени М.Е.Катукова.