Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проявляется по-разному в мозге девочек и мальчиков. Результаты исследования помогут отыскать персонализированные подходы к лечению детей.
Ученые выявили различия в микроструктуре белого вещества головного мозга, сообщает детский нейропсихолог Лиза Джекобсон (Lisa Jacobson) из Института Кеннеди Кригера в Балтиморе. Белое вещество помогает различным регионам мозга взаимодействовать друг с другом. Структурные различия отражаются на поведении детей: девочки с СДВГ становятся невнимательными, а мальчики – импульсивными и гиперактивными.«Самым захватывающим было выявление половых различий в работе головного мозга. Возможно, СДВГ связано с неврологическими отклонениями или является их причиной», — рассказала Джекобсон.
В исследовании приняло участие 120 детей в возрасте от 8 до 12 лет. Они проходили сканирование МРТ, а именно диффузионно-тензорную визуализацию, позволяющую исследователям видеть неврологические различия в мозге. Половине детей поставили диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности. Детей в контрольную группу выбирали в соответствии с возрастом, коэффициентом интеллекта, с учетом леворукости или праворукости.
Исследователи обнаружили различия в белом веществе головного мозга у детей с СДВГ и без, а локализация изменений зависела от полового признака. У мальчиков наблюдались различия в моторной коре, которая отвечает за двигательные навыки, а у девочек — в префронтальной области мозга, которая отвечает за мотивацию и способность контролировать эмоции.
Возможно, отличия касаются темпов и особенностей полового созревания. Мозги мальчиков и девочек развиваются по-разному даже во время внутриутробного периода. Некоторые другие исследования подтвердили, что СДВГ связан с задержкой в созревании лобных структур мозга, отвечающих за регуляцию сложного человеческого поведения, а именно импульсивности, принятие решений, планирования, когнитивной гибкости. Но это никак не влияет на существующий алгоритм лечения детей с СДВГ – назначением стимуляторов. Хотя большинство психологов настаивают на корректировке поведения, обучению недостающим навыкам, налаживанию связи между родителями и ребенком.