Исследователи из Германии занимались изучением вопроса, под силу ли людям, «бессознательно» намеревающимся совершить действие, сознательно прервать его. С это целью группа испытываемых соревновалась с компьютером на быстроту реакции. К каждому человеку подключили энцефалограф, данные от которого передавались в компьютер. Отчет об исследовании вышел в издании «Proceedings of National Academy of Sciences».
Основной задачей ученых было установление возможности прерывания запланированного действия. Энцефалограмма фиксировала бессознательную готовность человека, ученые назвали это потенциалом готовности. Эти сведения принимал компьютер и высчитывал «точку невозврата» — момент, после которого человек уже не мог отменить запланированное действие. Проанализировав данные ученые пришли к выводу, что «точка невозврата» наступает за 200 миллисекунд, в то время, как для потенциала готовности требуется 1000 миллисекунд до начала действия.Для этого ученые провели три эксперимента. В первом опыте группе добровольцев требовалось продемонстрировать быстроту реакции: на мониторе лампочка могла светиться красным или зеленым светом, в зависимости от этого респонденты должны были совершать действие. Если добровольцы успевали наступить на педаль во время зеленого сигнала, они выигрывали. Если к тому моменту, когда человек нажимал ногой на педаль, уже загорался красный, то выигрывал компьютер. Несмотря на то, что энцефалограмма записывалась, переключения лампочек происходили случайным образом.
Для второго эксперимента компьютеру позволили влиять на переключение ламп, установив программу таким образом, чтобы цвет менялся в момент регистрации потенциала готовности.
Для третьего опыта участникам предложили выбрать тактику игры против компьютера и попросили быть непредсказуемыми.
Выяснилось, что электронному мозгу было под силу переиграть человеческий: компьютер легко подлавливал момент готовности человека и переключал лампы. Так, в первом опыте победу над компьютером удалось одержать 65% добровольцам, а во втором и третьем опытах в 70% выигрывал компьютер.